Так повелось еще со времен крещения Киевской Руси — украшением города становятся его храмы. Князья, гетманы и полковники — какие бы трудные времена не переживала Украина! — возводят церкви и соборы, не жалея сил и собственных средств, приглашая лучших зодчих своего времени, искренне стремясь ублажить Всевышнего. Спустя столетия их детища станут визитными карточками полковых и княжих городов, главными свидетелями эпох.

Первая божница близ Переяслава была поставлена в 1073 году на месте гибели князя Бориса. В мае 1125 года «у любимой церкви, построенной на Альте, семидесяти двух лет от роду» скончался лучший из князей — Владимир Мономах. Сыновья и бояре понесли его тело к святой Софии. Храм на Борисовом поле разрушили половцы. Но в народе долгое время ходили слухи о чудесной силе воды в этих местах, и в средине XVII века на святом месте установили каменный крест. В XIX — над крестом возвели в классических формах Борисоглебскую церковь с трехъярусной колокольней, украшенной двенадцатью колоннами и шпилем.

Элементы классицизма присущи и скромному однопрестольному Свято-Троицкого храму в стиле Коринфского ордена. С миру по нитке собирали прихожане деньги на его строительство, и освятили в 1804 году. Через шестьдесят лет достроили колокольню. Церковь на подобии корабля в одном куполе станет доминантой восточной части Переяслава. Впервые в этом месте Храм Святой Живоначальной Троици был поставлен полковником Войцей. Следующий, обновленный, появился в 1786 году на средства переяславского полковника В. Сербина, но в недолгом времени сгорел от удара молнии. Возрождались Троицкие храмы стараниями настоятелей Федора Домонтовича и Осипа Козачковского. Их сын и внук — врач Андрей Козачковский — вернет к жизни тяжелобольного Тараса Шевченко. В их доме поэт оставит «Заповит». Шевченко-художник сохранит для нас на рисунках переяславскую Покровскую церковь, комплексы Вознесенского и Михайловского монастырей.

Ансамбль старейшего Михайловского монастыря формируется еще в конце XI века усердиями епископа Ефрема Переяславского. Ипатиевская летопись под 1090 год упоминает: «В этом году освящена была в Переяславе церковь во имя святаго Михаила — Ефремом, митрополитом той церкви; он дал ей обширные размеры, и поднял высоко над землею, и украсил ее различными художественными произведениями и церковными сосудами. В эти же годы Ефрем воздвигнул многия постройки при церкви святаго Михаила, окружил ее каменной оградой и над воротами этой ограды основал церковь во имя святых Федора и Андрея; над церковью устроил он каменный купол, чего не делалось на Руси; он украсил переяславский кремль церковными и иными зданиями». Здесь, при церкви, впервые на Руси по Византийскому образцу Ефрем основал больницу и баню. На территории монастыря находилась так же «трапезная Благовещенская и под колокольней теплая во имя св. Преподобномученика Макария», кем и когда основана точно неизвестно. Михайловские храмы впервые серьезно пострадали во время землетрясения 1224 года. Их восстановил князь Ярополк, но в 1239 ограбила и полностью разрушила орда Батыя. Фундаменты и остатки стен древнерусского собора, некогда возвышавшегося в центре княжьего детинца, археологи раскрыли в 50-хх гг. ХХ века. Над юго-западной их частью соорудили защитный павильон. Это и есть Музей архитектуры Переяслава времен Киевской Руси.

В 1951-1953 году по рисункам Шевченко восстанавливали разрушенную во время войны Михайловскую церковь. В средине XVII века над старинными фундаментами ее поставил своим коштом переяславский полковник Федор Лобода, а спустя полстолетия епископ Захарий Корнилович возродил рядом святую обитель. К сожалению, еще не раз храм будут строить и перестраивать после пожаров: в средине XVIII на средства Арсения Берло, в начале XIX вв. на пожертвования. В наши дни изыскано декорированное помещение храма занимает экспозиция Музея украинской народной одежды средней Надднепрянщины.

Еще до въезда в Переяслав-Хмельницкий вспомним о «дружеском слиянии братских народов», пафосно навязываемое нам со школьной скамьи. Забегая вперед, замечу, что нынешние школьники не всегда отреагируют на вопрос о Переяславской Раде. Это событие им более известно как подписание Богданом Хмельницким «мартовских статей». Факт, свершившийся в Переяславе 8 января 1654 года, к сожалению, еще долго будет оставаться яблоком раздора. Здесь 350 лет назад перед Успенским собором гетман убеждал немногочисленный народ в искренности православного царя. На современной площади Переяславской Рады возвышается пятиглавая «желтая церковь», возведенная в 1896 году. Стилевое разнообразие декора фасадов, орнаменты, созданные с помощью фигурной кладки, немного оживили традиционную сухость псевдовизантийского стиля. Новый кирпичный храм сменил огромный деревянный, трехпрестольный, о семи куполах. Так в который раз было освящено место в западной части бывшего детинца, где еще в далеком XII веке Владимир Мономах поставил храм, разрушенный позже монголо-татарами. Новое время выдвинет новые требования. Княжеский детинец украинские казаки модернизируют в крепость. В 1586 году на деньги князя Василия-Константина Острожского, ревностного защитника веры православной, на территории крепости начнется возрождение храма. Новая четырнадцатипрестольная церковь (по утверждению Н.Костомарова) имела значение военного собора. Спустя год храм, где после долгих колебаний казацкая старшина все же сложит присягу на подданство московскому государю, сгорит во время большого пожара (не знак ли свыше?). Чудом выживут свидетели тех давних событий: Евангелие и позолоченный крест, целованные гетманом и полковниками в знак верности царю.

Чудом сохранится до наших дней еще одно знаменитое Евангелие — Пересопницкое. Из фондов НБУ им. Вернадского бесценный раритет поднимают лишь в особых случаях. Ныне на нем приносят присягу уже не гетманы, а Президенты независимой Украины на верность не чужим царям, а своему народу. Более двухсот лет, единственное рукописное Евангелие хранилось в храмах Переяслава. Первая духовная книга на староукраинском языке, появившаяся на свет 1556-1561 гг. в Пречистенском монастыре на Волыне, была принесена в дар новому переяславскому Вознесенскому монастырю его фундатором, гетманом Иваном Мазепой. Как и когда уникальная книга оказалась в библиотеке гетмана неизвестно. Но не мог образованнейший правитель обеих сторон Днепра, вышколенный при европейских королевских дворах, не понимать особой значимости Пересопницкого Евангелия. Дар его не был случайным. Вероятно, с Вознесенским монастырем Мазепа связывал особые планы. Как напоминание об особом гетманском покровительстве обители, здесь хранилось еще одно Евангелие, в серебряной оправе, с изображением на титульной части страстей Христовых, на обратной стороне — вычеканенным мазепинским гербом «Курч».

Роскошный ансамбль монастыря в стиле украинского («мазепинского») барокко станет настоящим украшениемПереяслава. Величественная трехъярусная колокольня и сегодня гордо возноситься над центральной частью города.

В 1695 году Мазепа выделяет средства на возведение Вознесенского (Мазепинского) собора. «Это соборный храм прекрасной, грациозной, полурококо, полувизантийской архитектуры, воздвигнутый знаменитым анафемой Иваном Мазепою…» — так писал о нем Тарас Шевченко, не раз бывавший в Переяславе. Внушительных размеров, изысканно украшенный барокковой лепкой, собор считается одним из лучших образцов национальной архитектуры. Крестовокупольный в плане, храм имел три престола: средний — Вознесения Господнего, правый — Рождества Богородицы, левый — Рождества Иоанна Предтечи, названный в честь ангела Мазепы. После известных событий, — о, гримасы истории! — по велению Петра православная церковь не только огласит анафему известному ктитору множества монастырей и храмов в Гетманщине, но и престолы перекрестит. Так Иоаннинский престол собора переименуют в Макариевский. Святыней, притягивающей верующих в монастырь, станут мощи святого Макария Токаревского, архимандрита Каневского Овручского монастыря, хранящиеся некоторое время в соборе. Говорили, что при жизниМакарий обладал даром исцеления недугов молитвой, а после смерти у его мощей происходили чудесные исцеления.

После ликвидации монастыря церковь одержит статус кафедральной, архиерейской, оставаясь такой до 1847 года, когда епископская кафедра была переведена в Полтаву.

Хочется верить, что в скором времени произойдет чудесное «исцеление» самого Вознесенского собора, пространство которого много лет занимает музей «Битва за Днепр в районе Переяслава-Хмельницкого осенью 1943 года». В алтарной части храма ныне развернута грандиозная диорама – длиной 28 м и высотой 7 м. Предметный план и живописное полотно воспроизводят основные моменты форсирования Днепра в ночь с 21 на 22 сентября 1943 года. Над созданием произведения батальной живописи художники П.Мальцев и Н.Присекин работали 4,5 года. Битва на Букринском плацдарме — первая горькая попытка освобождения Киева, унесшая жизни огромного количества людей. Об этом мы не в праве забывать. Но диораму давно пора перенести в более подходящее место, а в собор вернуть образа, иконостас, литургии, прихожан и возродить былую значимость одного из духовных центров Украины.

На протяжении многих десятилетий Вознесенский монастырь притягивал не только паломников. Еще в мазепинские времена при нем действовали две школы, а с 1738 года — Переяславский коллегиум, основанный епископомАрсением Берло. Современники называли его Берлианским в честь основателя. Мы же традиционно называем коллегиумом Сковороды. Каменное здание поставили в 1753-1757 гг. на месте старого деревянного. В его стенах к 250-летию со дня рождения известного философа-просветителя открыли музей. Классы риторики и поэтики со старинными книгами и мебелью возвращают нас в те далекие времена, когда науку по-настоящему приходилось грызть. Рядом с классами в аскетической монашеской келье некоторое время жил профессор пиитики с безграничной свободой мысли. ВПереяславе Сковорода пробудет недолго, но успеет сочинить не сохранившийся трактат «Рассуждения о поэзии и руководство к искусству оной» и взрастить свой «Сад божественных песен». «Еретик» и «крамольник» возмутит бородатое руководство своими прогрессивными взглядами, за что и будет изгнан из преподавателей. А в конце 80-х гг. XVIII ст. коллегиум преобразуют в семинарию.

В XVIII веке монастырь увеличил территории: достроили значительных размеров двухэтажное здание с торговыми рядами и подвалами. Во втором этаже разместилась бурса, позже — монастырская школа (к сожалению, до наших дней не сохранились). Через столетие ансамбль дополнил новострой — общежитие духовного училища. Монументальное здание серьезно пострадало во время войны, пышный декор с фасадов был стерт бомбардировками. Сейчас реконструированный корпус занимает городская гимназия №6.

Почти по назначению используется и элегантное здание бывшей женской гимназии, построенное в 1873 году (в нем также учатся городские школьники). Напротив — усадьба, принадлежащая когда-то земской управе, композиционно дополняет архитектурное целое. Признаться, поздний классицизм весьма недурно вписывается в современность.

Вот она — современная украинская провинция с тысячелетней историей.

Савченко Анжела, директор экскурсионного бюро «Київські фрески», для журнала «Автотурист», № 7, 2010 г.


Відгуки на «Здесь начиналось здоровье нации»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *