Были греки — было все

Пожалуй, даже бывалому туристу с первого путешествия сложно будет запомнить все обилие культовых сооружений штатного провинциального городка. Кажется, церковные купола начинают танцевать у тебя перед глазами. Благовещенский, Николаевский, Троицкий, Всесвятский, Введенский, Богоявленский… И сам себе напоминаешь гоголевского Хому Брута.

Прогуливаясь по Гоголевской от Иоанно-Богословской до Николаевской, поначалу как-то не замечаешь расположившегося немного в стороне храмового ансамбля. Это и есть известные греческие церкви — Всесвятская и Михайловская, некогда поражавшие благолепием даже видавших виды путешественников и государственных чиновников. Знамениты храмы не столько своей архитектурой, сколько самим фактом непосредственной причастности к настоящим грекам. А ведь мы, оказывается, в самом центре старого города, на улице Греческой (ныне Евгена Гребинки), рядом с бывшей Соборной площадью.

Некогда на Соборной кипела жизнь одного из крупнейших городов Гетманщины. Знаменитые нежинские ярмарки заполняли дивные восточные дары: перец, имбирь, шафран, гвоздика, мускус, персидские ковры и парча, марокканский кофе и китайский чай, индийские жемчуга и афганская бирюза. Сегодня, как и несколько столетий назад, в сохранившихся торговых рядах торгуют. Только торги уже не тех масштабов и не тем товаром. Исчез и «Гречинский ряд», хотя по-прежнему на гербе города рядом с копьем Юрия-змееборца найдем жезл древнегреческого бога торговли Меркурия, вероятно, присоединенного в 1730 году греческими купцами.

Первые греки появятся в Нежине еще во времена Хмельницкого. Преследуемые турками-османами на территориях бывшей Византии, они найдут защиту под православным крестом украинского казачества. И поддержку в лице гетманской власти.

Новой «родиной» греков Нежин стал не случайно. Потомственные коммерсанты выбирают город с Магдебургским правом, лежащий на известных торговых путях, один из самых знатных полковых городов, с богатой казацкой старшиной и весьма зажиточными мещанами (Брюховецкий «черную раду» именно под Нежином созовет: было кого грабить запорожской черни). За несколько десятков лет в Нежине сформируется самая большая в Украине греческая диаспора, постоянно пополняющаяся греками-беженцами из Сербии, Македонии, Турции и самой Греции. Ее демографический показатель стремительно вырастет с 7% до 32% от общего количества жителей города.

Что обещали и чем подкупали предприимчивые греки украинских гетманов, а затем и московских царей, остается выяснять историкам. Но факт остается фактом. От первого универсала 2 мая 1657 года Богдана Хмельницкого и при всех гетманах последующих они получат беспрецедентные привилегии от власти, о которых украинцам оставалось лишь мечтать. Освобожденные от уплаты каких-либо налогов, выполнения городских повинностей, обязательной военной службы, «иноземцы» создадут свой «город в городе», не зависящий ни от казацкой канцелярии, ни от магистрата мещанского, ни от местной митрополии, с греческим языком и своими законами. Утвердив за собой юридическую и экономическую автономии, греки на столетия пустят глубокие корни в Нежине. Вдоль новой Греческой улицы (ныне Евгена Гребинки) вырастут купеческие дома, культурным и деловым центром станет греческое подворье с храмами, школой и братской больницей. Жизнь землячества вверят собственному греческому магистрату.

Добротное двухэтажное каменное строение магистрата появится в 1785 году. Оконницы позаимствуют из греческой архитектуры (что-то должно напоминать о родине!). В советское время его попытаются перепрофилировать под жилое помещение. На окнах первого этажа исчезнут металлические решетки и окованные металлом ставни. А до 1870 года, пока вольности дарованные грекам будут ликвидированы, магистрат исправно исполняет бюрократические функции: выдает свидетельства и паспорта, взяскивает задолженности по векселям, делит имущество, судит и разбирает бытовые дрязги.

Но не только о земном заботится община. Как полагается истинным православным, начнут с возведения своего храма, где служиться литургия будет на родном языке. В 1680 году греческий священник отец Христофор получит благословение Константинопольского патриарха Якова и Черниговского архиепископа и блюстителя Киевской митрополии Лазаря Барановича на его сооружение. Но средств на воплощения мечты в жизнь явно не хватало. Тогда греки отправляют своих представителей на сбор пожертвований для завершения строительства. Результаты превзойдут ожидания. Собранных денег хватит на возведение еще одного храма. Практически на одном дыхании в 1696 году будет завершено строительство сразу двух церквей — в честь архистратигов божиих Михаила и Гавриила и Всесвятской. Годы изменят их внешний вид. Уже в скором времени Михайловская церковь станет каменной (1719-1722 гг.), напоминающей по своим формам балканские храмы раннего христианства. Вот она — ностальгия!.. На северной части алтарной стены сохранится табличка с греческим текстом. К сожалению, невозможно знать, как выглядит храмовый интерьер, поскольку доступ к нему закрыт. Не дожила до наших дней и трехъярусная колокольня и здание школы. С 1696 года школа размещалась в самой церкви, позже — в специально построенном на подворье деревянном помещении. Греки гордились своей культурой и трепетно берегли «эллинскую» речь, которую обязательно изучали в школе. Кроме греческого языка, в двухлетний курс школьного обучения включался русский язык, арифметика, рисование, основы географии и обязательно Закон Божий. Столетие накапливалась бесценные фонды библиотеки с изданиями античных классиков XVI века. В 1814 году на базе школы откроют трехклассное Александровское греческое училище. И если в школе преимущественно (но не только! среди учащихся Бантыш-Каменский и Г.Кониский) будут обучаться дети нежинских греков, то к моменту открытия училища все будет выглядеть с точностью до наоборот. К тому времени греки из северного Нежина начнут перебираться в молодые причерноморские порты Одессу, Николаев, Херсон. Но небольшая община в городе все же сохраниться.

В 1780 году на греческом подворье появится новая Всесвятская церковь, сохранившаяся до наших дней. Церковь принадлежит к числу редкостных архитектурных образцов, сохранившихся в Левобережной Украине. Ее автором считается известный черниговский зодчий Антон Карташевский. Трудно поверить, но и Михайловская иВсесвятская церкви долгое время внешне очень походили друг на друга — ведь построены по одной и той же схеме. Нововозведенный храм стал вариантом зальной церкви архаического типа с апсидами-клиросами, распространенный больше в Буковине и на Балканах. Только в XIX веке по фасаду достроят портики из восьми колонн с треугольными фронтонами, придав храму традиционные черты классицизма. Храм поднят на высокий стилобат, под которым внушительные сводчатые подвалы. Интерьер вторит балканским образцам. Большой прямоугольный зал перекрыт цилиндрическим сводом. Хоры, напоминающие балконы для оркестра. Ощущение безграничного пространства и внутреннего торжества, создаваемое огромным световым купольным барабаном. И вдруг вашему взору предстает истинное чудо — дивной красы иконостас. Особый. Незабываемый. Так естественно объединивший национальное с каноничным. Не поверите, но выполнен он современными мастерами. Более того, нежинцами. Автор проекта Александр Кошель, преподаватель Нежинского училища культуры и искусств, художник-иллюстратор лучших детских книг «АБАБАГАЛАМАГА». Не перевелись еще мастера в Украине! Уходя из храма, в душе уносишь осколочек нежного греческого солнца, спрятанного где-то в алтаре за иконостасом.

О нежинских греках стоит замолвить слово, и не одно. Их стараниями в городе появится первая аптека, приют для неимущих, больница для горожан, первый театр и первая кофейня (в XVIII веке!) и знаменитые нежинские огурцы. Но… Заботясь о ближних, греки верят: придет время и Греция станет свободной страной и они обязательно вернуться под небо Эллады.

Савченко Анжела, директор экскурсионного бюро «Київські фрески», для журнала «Автотурист», № 6, 2010 г.


Відгуки на «Были греки — было все»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *